↑ Вернуться к Восточное благочиние

Распечатать Страница

Свято-Никольский храм. Село Зырянское

     Вместе с освоением Сибири русскими шло распространение христианства. Во вновь строящихся русских поселениях возводились новые храмы. Уже в 1662 году из Тобольска в Томск архиепископом Сибирским и Тобольским Симеоном был направлен «Софийский сын боярский Василий Поломошкин для ведения духовных дел». Обращалось в православие и местное население. Так Г.Ф. Миллер отмечал в 1740 году, что церковь, посвещенная Св. Николаю в селе Никольском на западном берегу Кии, «была построена для здешних татар, когда они, благодаря заботам сибирского архиепископа Филофея, приняли святое крещение». На территории нынешнего Зырянского сельского поселения три населенных пункта – Зырянское, Богословское и Семеновское имели церкви и поэтому именовались селами. В Зырянском церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая была построена через несколько лет после его основания. Уже в начале 18 века, при первых упоминаниях, Зырянское именовалось селом и отмечалось наличие в нем церкви. Со временем помещение церкви или перестало удовлетворять потребности духовной жизни, или пришло в негодность, и в 1854 году было начато строительство новой. В 1856 году «тщанием прихожан» (усердием) она была построена, и простояла до 30-х годов прошлого века. Церковь была деревянная. Причта по штату 3 человека: священник и 2 причастника – дьячок и пономарь. В 1868 году священником был Яков Макаров диаконский сын 32 лет, окончивший Калужскую духовную семинарию. Жил в доме, построенным прихожанами. Жалование получал 140 рублей серебром в год. В семье были жена и четверо детей. Дьячок Иван Клавдин, дьяческий сын 29 лет в 1852 году исключенный из Высшего отделения Томского духовного училища. Жил в собственном доме. Жалованье имел 40 рублей серебром в год. В семье были жена и двое детей. Пономарь Трифиллий Переводчиков дьяческий сын 35 лет, исключенный из высшего отделения Томского духовного училища, жил в доме своей родственницы. Жалованье имел 32 рубля серебром в год. В семье были жена и пятеро детей. При церкви было 99 десятин земли и сельская школа. Учитывала церковь и «сиротствующих». В церковной ведомости значилась вдова, дьяческая жена Пелагея Переводчикова 58 лет. Она предоставляла просфоры (освященный хлебцы специальной формы для совершения богослужения) в церковь, имела от прихожан жалованье 30рублей серебром в год. Ее покойный муж Николай Переводчиков служил при Зырянской церкви дьячком 29 лет до самой смерти. Приход Зырянской церкви был большим. В середине 19 века в его состав входили деревни: Дубровка, Цыганова, Тартынова, Коланчева, Боровая, Бихтулинская. Количество прихожан составляло 1571 человек. В 1914 году приход стал значительно больше. В его состав входили деревни: Дубровка, Берлинка, Цыганова, Городок, Куянова, Уйданова, Бихтулинская, поселки: Мишутин Лог, Кульдорская. Прихожан «обоего пола 5381 душа». Причта по штату: один священник и один псаломщик. Содержание причты: жалование из казны 180 руб. и доходы от треб до 1000 руб. Священник Влодимир Семенович Вышегородский, 54 лет, окончил Томскую духовную семинарию, «рукоположен во священника» 30 августа 1886 года, награжден наперсным крестом в 1908 году, на настоящем месте с 1904 года. Диакон на должности псаломщика Павел Михойлович Железнов, 30 лет, из 5 класса Томской губернской гимназии, «рукоположен во диакона» в 1913 году, на настоящем месте с 1905 года. В мае 1904 года Преосвященнейший Макарий, епископ Томский, совершил путешествие «для обозрения церквей епархии по р.Чулыму». Путешествие «исполнилось благодаря любезности начальника водных путей сообщения Томского участка Г. Аминова, предоставившего в распоряжение владыки казенный пароход». Владыка посетил села Молчаново, Троицкое (ныне Первомайское), Зырянское, Чердатское, Тутальское (ныне Тегульдет). Вот так излагается посещение Зырянского: «село Зырянское представляет приятное исключение из селений по р.Чулыму: оно стоит на самом берегу реки на довольно высоком. Но берег подмывается водою, и грозит опасность церкви, стоящей недалеко от берега. Пароход пришел сюда вечером; Владыка был встречен местным благочинным. После отслуженной владыкой вечерни была ведена им беседа с народом. Священник Вышегородский только что прибыл в это село на служение и с приходом еще не познакомился. Церковь благоустроена. Школа министерская; познания учеников по закону божьему очень неудовлетворительны. Свечная продажа невысока, так, в марте месяце продано только 23 фунта. Из попечительства выдано нескольким солдаткам по 3 руб. каждой». Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало массовому атеистическому движению. Декрет 28 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» законодательно закрепил не только свободу вероисповедования, но и свободу атеизма. Началось закрытие церквей. Процесс получил дальнейшее развитие после принятия Советским правительством решения об изъятии части церковных ценностей, которые планировалось использовать для закупки заграницей хлеба в помощь голодающему населению Поволжья и других районов страны, пораженных засухой. В 1932 году Западно-Сибирской краевой комиссией был издан документ, предоставляющий право райисполкомам и горсоветам возбуждать ходатайства о ликвидации молитвенных пунктов и расторжении договоров с религиозными объединениями. К этому времени на территории Зырянского района оставалась действующей только Михайловская церковь. Богословская церковь была закрыта, и здание не имело хозяина. В конце 1931 – начале 1932 годов в Богословке, Красноярке, Зырянском, выселке Рассвет и поселке Ивановка состоялись собрания жителей, на которых отмечалось, что Богословская церковь «стоит без надзора и не приносит никакой пользы» в связи с чем ее надо передать под детскую площадку. Была ли там детская площадка – данных не сохранилось. Но впоследствии в реконструированной церкви был Дом культуры. В 80-х годах прошлого столетия, когда был построен новый, большой и красивый Дом культуры, здание разобрали и построили из него конюшню. Официально духовная жизнь в селе Зырянское возродилась в ноябре 1995 года, когда открылся Никольский приход Новосибирской епархии. Этому предшествовала работа группы верующих граждан, которую возглавлял Григорий Самойлович Крестинин. На состоявшемся собрании жителей с.Зырянское, где присутствовал благочинный Томских церквей отец Леонид Хараим, было принято решение об открытии в с.Зырянское местной религиозной организации. Под помещение церкви главой администрации района Н.А. Ивановым было безвозмездно передано здание по ул.Смирнова 10. До 1999 года священник в церкви не было. За Зырянским приходом был закреплен семинарист Томской Духовной семинарии Кузнецов. Он приезжал по субботам и воскресеньям и готовил прихожан к таинствам Крещения, Исповеди, Причастия. Службу не вел, так как не имел духовного сана. После подготовительных мероприятий приезжал священник и проводил службу. Чаще других приезжал священник Иоанн Свистелин. В 1999 году службу в Зырянской церкви вел Асиновский священник Святослав Зулин. С 14 ноября 1999 года священником служил выпускник Томской Духовной семинарии 1999 года Алексей Владимирович Нагибин. В настоящее время с июля 2010 года настоятелем прихода Святителя Николая является выпускник Томской Духовной семинарии 2004 года священник Павел Васильевич Волковский. Свято-Никольский храм в с. Зырянское освящен в 1995 году иерейским чином, находится по адресу: ул. с. Зырянское, ул. Смирнова, 10. На территории села Зырянское расположена приписанная к приходу молебная комната в честь Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона при центральной районной больнице, по адресу: с. Зырянское, ул. Городок Райздрава, д. 24 (освящена иерейским чином 29 августа 2004 года).

Расписание

Пн. 09:00 — 17:00
Вт. 09:00 — 17:00
Ср. 09:00 — 17:00
Чт. 09:00 — 17:00
Пт. 09:00 — 17:00
Сб. 09:00 — 17:00
Вс. 09:00 — 17:00

Иерей Алексей Нагибин

     С 3 марта 2015 года архиерейским указом назначен священник Алексей Нагибин настоятелем Свято — Никольского храма.

Постоянная ссылка на это сообщение: http://pravoslavie-asino.ru/sample-page/prihod-syatitelya-nikolaya-ziryanskoe/